Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3
с углубленным изучением отдельных предметов

Адрес141190, Российская Федерация, Московская область, Фрязино, Дудкина, 12

Контакты администрации 8-496-255-43-20, 8-496-255-43-30 thirdschool@mail.ru

Стадии подростковой сепарации. Что делать?

Стадии подростковой сепарации. Что делать?

Сепарация - (от лат. separatio - отделение)

Причины, по которым так часто возникают сложности отделения от родителей свое основание имеют в структуре взамоотношений. Интересно, что чем проще и очевиднее правила в семье для всех и много моральной свободы, тем легче проходит период «сложного возраста». Процесс сепарации начинается примерно в 12 лет и представляет собой комплекс обязательных стадий:

Амбивалентность. Около 12 лет в голове у ребенка возникает мысль «Я НЕ РЕБЕНОК!», а следствием подобного решения становятся протесты относительно существующих правил и требований. К такому родители обычно не готовы. За одну ночь их милый послушный малыш превращается в революционера. И, конечно, что важно сделать грамотным родителям? Проявить терпение и понимание. Это лишь начало самоидентификации. Пройдет. А вот если давить, ломать, критиковать, ругать и прочее «популярное» воспитание, то второй этап просто не наступит. Сразу вспоминаем про взрослых детей, когда «малышу» стукнет тридцать лет, то его иждивение моральное или материальное, уже будет казаться таким необходимым. Задача родителя – научить ребенка жить самостоятельно.

2. Если все пошло как по маслу и наследник перекрасил волосы в красный цвет, значит можно вас обоих поздравить с переходом в стадию когнитивной реализации отделения. Здесь слегка ошарашенные родители ищут пути осознанного взаимодействия с ребенком, а подросток все больше утверждается в идее, что ему необходимо сепарироваться для поиска своего Я. Формы обозначения своей отличности могут проявляться в противопоставлении внешнего вида, музыки, убеждений и пр. от привычного. А в это время родители продолжают любить своего ребенка даже с сине-зелеными волосами. Момент принятия очень много значит для нестабильного и сомневающегося подростка. Только не нужно пытаться стать «своим», то есть тоже вдруг перестать мыть голову или переодеваться в ЭМО. Часто родители впадают в две крайности: либо я тоже «как ты!», либо жесткая критика. Оставайтесь СОБОЙ родители, Вы важны подростку для ощущения стабильности и безопасности мира. А отпрыску дайте плацдарм для экспериментов. 3. И вот продолжаем жить, когда стало «все сложно». Подросший детеныш частенько пылит и бунтует. А родителю в промежутках между фразами самому себе: «Я тоже тебя люблю, детка!» и «Дать бы тебе ремня!», стоит как раз подумать про собственную жизнь. Самое время начать принимать факт того, что дитя уже подросло, а у меня, родителя, появилось время для себя. Именно поэтому данный адаптивный этап называется аффективное принятие. Сопровождается временами чувством вины с обеих сторон («я плохая мать», «я все порчу»). Отличительная черта подростка от взрослого, что его мышление черно-белое. Либо плохо, либо хорошо. Третьего не дано. Отсюда такие категоричные протесты и фанатизм от кумиров. Родители, помните с вашей стороны подростку важно понимание и уверенность в вашей помощи при необходимости. 4. Примерно к 15-16 годам наступает апогей концентрации на собственной идентификации. Юный человек осознает, что его прошлое тесно связано с его настоящим и будущим. Начинается процесс понимания «кто я есть сейчас» и принимаются важные решения относительно профессии, образа жизни. Но здесь же проявляется и вторая сторона вопроса –

фрустрирующая ответственность. При отсутствии поддержки могут возникать проблемы в форме негативной идентификация, когда подросток находит понятный и стабильный образ себя в асоциальной среде, отказ от осознания идентичности, нежелание взрослеть из-за страха, поиск измененных состояний сознания из-за невозможности принятия процесса взросления и самоидентификации (алкоголь, наркомания). А родители все так же словно опытные инструкторы ненавязчиво идут рядом, готовые поддержать в трудный момент. 5. Экзамены сданы, решения приняты и наступил выпускной вместе с этапом становления независимости (эмансипация, поиск стратегий самостоятельной жизни, ответственность за свое поведения и установление партнерских отношений с родителями). Вот здесь время пришло начинать постепенно выпихивать чадо из гнезда. (Образно, конечно). Очень многое зависит от родительского желания установить с практически взрослым человеком партнерские отношения и отпустить набирать свой опыт в жизни. 6. Начинаем мы свой путь в большую жизнь с последней стадии взросления - стадии формальных операций. 17-19 лет самый чудесный возраст надежд и открытий. У молодого человека появляется рациональная логика, но все же модели мира построены в той же черно-белой (дихотомической) шкале. Нужен опыт и время, чтобы уместить в мышлении все многообразие мира. Поэтому в горячих спорах со своими взрослыми детьми продемонстрируйте мудрость и дайте возможность им самим изобрести велосипед. Описаны наиболее яркие проявления «переходного периода» взросления. Не обязательно, что подросток так очевидно будет демонстрировать свою отличность, но такое вполне может быть и так даже лучше, ибо детскими болезнями лучше болеть в детстве.

Дата публикации — 12 января 2018

Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie